АО «Мосэкспертиза» проводит независимую оценку стоимости бизнеса промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, строительных предприятий, а также предприятий здравоохранения, просвещения и культуры, сферы обслуживания и торговли, посреднических, многопрофильных и специализированных и иных предприятий в качестве имущественных комплексов.
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем стоимость предприятия (бизнеса) как имущественного комплекса, направленного на получение выгод владельцами бизнеса, а также финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности предприятия и перспектив его развития.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОЦЕНКА БИЗНЕСА?
- Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью (доля оценивается в денежных единицах);
- Определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- Продажа бизнеса;
- Продажа части имущества предприятия (бизнеса);
- Оценка эффективности бизнеса, повышение эффективности текущего управления предприятием (фирмой);
- Принятие обоснованных инвестиционных или управленческих решений;
- Оценка стоимости предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса, для осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса;
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса) для совершения сделок купли-продажи акций, облигаций на фондовом рынке, а также предприятия целиком или по частям;
- Определение цены покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы при реструктуризации предприятия (ликвидации, слиянии, поглощении), либо выделении самостоятельных предприятий из состава холдинга;
- Оценка стоимости бизнеса для передачи в доверительное управление;
- Определение стоимости собственных акций при дополнительной эмиссии;
- Определение доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров;
- Оценка будущих доходов фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа при разработке плана развития предприятия в процессе стратегического планирования;
- Определение справедливой страховой суммы страхуемого имущества;
- Определение стоимости активов в преддверии потерь при страховании;
- Определение стоимости убытков;
- Определение стоимости вклада в уставный капитал;
- Выявление скрытых возможностей снижения расходов и резервов роста денежных потоков предприятия;
- Проведение объективной оценки доходов предприятия и его имущества при определении налогооблагаемой базы для исчисления налогов, пошлин или сборов;
- Списание неиспользуемых основных средств;
- Проведение инвентаризации;
- Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
- Переоценка основных фондов.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ?
Для оценки бизнеса (ОАО, ООО, имущественные комплексы):
1. Письмо с просьбой об оценке, с указанием следующей информации:
2. дата оценки (дата последней бухгалтерской отчетности);
3. объект оценки (пакет акций, доля в уставном капитале Общества);
4. реквизиты заказчика (адрес, телефон, ОГРН, дата выдачи ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты);
5. использование результатов оценки (для купли-продажи, для залога, для вклада в уставный капитал, для сдачи в аренду, принятие управленческих решений и пр.);
6. балансовая стоимость объекта оценки – стоимость, по которой данный актив числится на балансе собственника на дату оценки;
7. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
8. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
9. Учредительный договор с изменениями по состоянию на дату оценки;
10. Устав с изменениями по состоянию на дату оценки;
11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на дату оценки;
12. Выписка из реестра акционеров или Сведения об основных участниках общества на дату оценки;
13. Численность работников и фонд оплаты труда за 3-4 года по категориям, по форме;
14. Лицензии и сертификаты по основным видам деятельности (копии);
15. Описание компании (история образования, основные виды деятельности, организационная структура, основные конкуренты и пр., сведения по основным поставщиками/партнерам, сведения по основным потребителям, сведения по основным конкурентам и позиции Компании на данном секторе рынка);
16. Бухгалтерская отчетность за три-четыре года и на дату последней бухгалтерской отчетности (Формы № 1, 2, 3, 4, 5, пояснительная записка);
17. Производственные показатели в натуральных величинах и в денежном выражении по видам продукции и услуг за три-четыре года и на дату последней бухгалтерской отчетности;
18. Расшифровка по видам продукции, по предоставляемым услугам (выручка, себестоимость) за три-четыре года и на дату последней бухгалтерской отчетности;
19. Расшифровка коммерческих и управленческих расходов, прочих доходов и расходов за три-четыре года и на дату последней бухгалтерской отчетности;
20. План капвложений для реконструкции предприятия (виды работ, суммы, сроки) - при наличии;
21. Прогноз производственных и финансовых показателей на текущий год;
22. Бизнес-план - при наличии;
23. Мощность основных фондов (или процент загрузки основных фондов на текущую дату);
24. Расшифровка активов и пассивов бухгалтерского баланса предприятия на дату последней бухгалтерской отчетности (дату оценки):
Основные средства:·
- перечень основных средств с указанием инвентарного номера, первоначальной, остаточной стоимости, суммы амортизации, года ввода в эксплуатацию (в т.ч в формате Excel);
- по земельным участкам - договоры аренды, свидетельства о праве собственности, копии кадастровых планов (паспортов), схемы земельных участков;
- по зданиям – паспорт БТИ, ЦТИ, свидетельство о регистрации права собственности, справка об эксплуатационных расходах;
- по сооружениям – технические характеристики;
- по оборудованию – марка, модель, паспорт, описание (основные характеристики, техническое состояние (дата выпуска);
- по транспортным средствам – фактический пробег, паспорт ТС, техническое состояние;
- по имуществу, полученному в аренду – договоры аренды, лизинга с приложениями и дополнительными соглашениями; свидетельства о регистрации прав, технические, кадастровые паспорта (при наличии);
- по имуществу, переданному в аренду – договоры аренды;
- Незавершенное строительство: расшифровка, степень готовности, дата начала строительства, возможность завершения строительства, в ценах какого года числятся затраты по балансу);
Нематериальные активы: расшифровка, описание;
Долгосрочные финансовые вложения: расшифровка; по вкладам, депозитам, займам – договор с кредитной организацией (кредитором), процентные ставки, график погашения, данные о фактическом погашении; по ценным бумагам – эмитент, количество, выписка из реестра);
Запасы: расшифровка по субсчетам, количество, сумма, данные о наличии (отсутствии) неликвидных остатков, например, по результатам инвентаризации);
Дебиторская задолженность: расшифровка, дата возникновения, возможность погашения, данные о мероприятиях по взысканию задолженности, задолженность, безнадежная к взысканию, данные о должниках, признанных банкротами);
Краткосрочные финансовые вложения: расшифровка; по вкладам, депозитам, займам – договор с кредитной организацией (кредитором), процентные ставки, график погашения, данные о фактическом погашении; по ценным бумагам – эмитент, количество, выписка из реестра);
Кредиторская задолженность: расшифровка;
Кредиты и займы: расшифровка; договор с кредитной организацией (кредитором), процентные ставки, график погашения, данные о фактическом погашении).
КАКОВ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ?
1. Собственник, иной законный владелец либо уполномоченное им лицо (на основании доверенности) формулирует задачу для экспертов и подает в экспертно-оценочную организацию комплект учредительных документов, производственных показателей, бухгалтерской отчетности с расшифровками активов и пассивов предприятия.
2. Экспертно-оценочная организация выполняет работы: сбор необходимых сведений и анализ хозяйственной деятельности предприятия.
3. Экспертно-оценочная организация составляет и выдает заказчику отчет об оценке.